Следующая история может служить наглядным примером того, каким образом сейчас открывают новые языки.
5 октября этого года на сайте «National Geographic Daily News» была опубликована небольшая статья под названием «Hidden» Language Found in Remote Indian Tribe". Речь в ней шла о том, что в 2008 году лингвисты, изучавшие тибето-бирманские языки ака и миджи в индийском штате Аруначал Прадеш, обнаружили новый язык коро, на котором говорят 800-1200 человек. Вернее, язык был не открыт, а «выделен» в составе этнической группы, говорящей на языке ака. При этом носители коро, вроде бы, настаивают на том, что их язык не отличается от языка ака, хотя разница между ними достаточно существенная (в статье есть такая загадочная для лингвиста фраза: «The groups share about 9 percent of their vocabulary»). Поскольку материалы по коро до сих пор не опубликованы, остается пока только верить авторам новости на слово.
А дальше начались уже более банальные вещи. Новость в самых разных переводах и пересказах разошлась по Рунету. Вот, например, интересный образец популярной интерпретации под названием «Коро — язык которого нет и не будет»: «Для исследователей так и осталось загадкой, почему говорящие на языке коро стали соплеменниками говорящих на господствующем языке ака. По идее, они не должны были понимать друг друга. Возможно, в затруднительных случаях члены племени прибегали к более подходящим для этого и выразительным жестам. Может, им нечего было сказать», — фантазирует автор интерпретации.
Если же говорить серьезно, то открытие новых языков путем «выделения» их из других, хорошо известных науке, языков — не такое редкое явление. Так в середине 1950-х годов советским лингвистом И.М. Оранским точно таким же образом был открыт индоарийский язык парья, носители которого жили среди таджикоязычного населения. Случаев же, когда один язык «дробится» на несколько равноправных языков и вовсе немало, ср., например, историю алюторского, керекского, сымского, ульчского, юкагирских, ительменских и многих других языков.
Аналогичная ситуация наблюдается сегодня и в зоологии, когда оказывается, что существа, вроде бы, принадлежавшие ранее к одному и тому же виду, на самом деле относятся к разным видам.