На сайте журнала «Наука и жизнь» (он, оказывается, до сих пор существует, хотя, конечно же, не столь популярен, как в 60-70-х гг.) выложена статья д.ф.н. М. Кронгауза и М. Бурас «Жизнь и судьба гипотезы лингвистической относительности». Авторы в доступной форме излагают основы этой весьма популярной, но также и весьма спорной гипотезы.
Впервые сформулировал эту гипотезу американский лингвист Б.Л. Уорф (1897 — 1944). Его основные статьи переведены на русский язык, и найти их можно, например здесь: «Отношение норм поведения и мышления к языку», «Наука и языкознание», «Лингвистикак и логика». Кратко гипотезу лингвистической относительности можно сформулировать так: «Язык определяет мышление и способ познания». У гипотезы есть немало противников, но М. Кронгауз и М. Бурас все-таки гипотезу поддерживают. Свою позицию они подкрепляют интересными примерами из разных, порой очень экзотических языков.
В целом надо признать, что на практике ссылаться на гипотезу Сепира-Уорфа довольно полезно. Например, очень помогает в изучении современных европейских языков введенное Б. Уорфом понятие SAE (Standard Average European) — о нем неплохо написано в Википедии.