На мой взгляд, это один из лучших фильмов, которые я посмотрел за последнее время. Но для начала трейлер (довольно неплохой, кстати):
А теперь более конкретно. Фильм был снят в Манском районе Красноярского края. Я в тех местах не бывал, зато не раз ездил в экспедиции в более северные районы Красноярского края (Мотыгинский, Тасеевский, Богучанский).
Кстати, карта Красноярского края (хорошо знакомая мне по прошлым поездкам), которая висит на стене в одном из домов из фильма, попутно как бы напоминает столичным зрителям, где происходит действие.
Что можно сказать о фильме? Думаю, что он получился чрезвычайно реалистичным. Режиссер фильма Слава Росс (теперь он зовется уже Вячеслав Юрьевич Росс), бывший актер новосибирского театра «Красный факел», уроженец города Бердска и, как я понял, человек очень талантливый, снял свою вторую картину (первой была «Тупой жирный заяц» — на мой взгляд, фильм совершенно замечательный). Думаю, что об этом фильме еще много будут говорить. Кстати, его рейтинг на IMDB (7.8) как бы это и предполагает. Из российских фильмов наступившего века опережают его только «Возвращение» и «Кукушка» — вещи весьма достойные (для сравнения, рейтинг нового михалковского «Солнца» — всего 3.9).
А теперь ответы на некоторые вопросы, которые у людей, не знакомых с сибирской старообрядческой действительностью, могут возникнуть.
Холодильник в избе Ивана. Откуда он мог взяться, если у старообрядцев никогда не было электричества? Ответ: взят у родственников или просто подобран, а потом использован в качестве шкафа/тумбочки.
Персонажи, занимающиеся кражей икон. Таких людей в свое время я повидал немало. Это, конечно же, никакие не «зэки» (как их называют герои фильма), а т.н. «черные археографы», люди, которые занимаются поиском и скупкой (кражей) предметов XVI-XVII в., которых еще немало осталось в старообрядческих деревнях. Они, кстати, вполне могут числиться преподавателями или научными сотрудниками где-нибудь в институтах или университетах и за государственные деньги заниматься своим «благородным» делом сбора «древнего наследия» (про стоимость этих объектов умолчу — порой там речь идет о миллионах рублей).
Смешной подполковник-гедонист. И таковые тоже имеются, и таких я тоже знал. Они обычно пытаются изображать российских офицеров XIX в. Получается у них до тех пор, пока не перепьют. Ну а потом — как в фильме.
Подвожу итоги — просто замечательный фильм. Предполагаю, что люди, которые всю свою жизнь провели в крупных городах, его не поймут. Возможно, он покажется им слишком депрессивным и «чернушным». Но, уверяю вас, жизнь в сибирской глубинке именно такова — тяжелая, грубая, жестокая, но и по-своему духовная.